Советский детектив, затмивший Олимпиаду

Олимпийские игры

28 июля 1984 года был зажжён огонь Олимпиады-1984 в Лос-Анджелесе. Советский Союз бойкотировал эти олимпийские игры, однако зрители всё равно прильнули к экранам телевизоров. Интересовали их вовсе не трансляции спортивных баталий, а захватывающий детектив, который начали транслировать 30 июля. Публику не на шутку заинтриговал многосерийный телефильм «ТАСС уполномочен заявить».

Советский детектив, затмивший Олимпиаду

Телефильм поставили по одноимённому роману Юлиана Семёнова, основанному на реальных событиях. Правда, в жизненном детективе ключевую роль сыграла дама, сотрудница американского посольства, а

никаких громких заявлений ТАСС не делал.

Да и сам шпионский скандал предпочли замять: всего лишь крошечная заметка в газете «Известия» скупо изложила факт задержания резидентки в момент, когда она закладывала тайник для агента, выведенного в фильме под кличкой Трианон. Лента же на подробности не поскупилась, поэтому и стала телевизионным хитом.

Изначально фильм хотели поручить Татьяне Лиозновой. Именно Татьяна Михайловна выпустила в 1973 году легендарные «Семнадцать мгновений весны» всё по тому же Семёнову, так что телечиновники были уверены, что и новую экранизацию с лёгкостью можно доверить ей. Однако Юлиан Семёнов был другого мнения. Он не любил вмешательства в свои произведения и предпочитал диктовать условия. Лиознова же мало того, что включила в «Семнадцать мгновений весны» несколько эпизодов которых не было в романе, так ещё и претендовала на соавторство! Семёнову это решительно не понравилось, так что

новую работу он наотрез отказался вверять Лиозновой.

Тогда картину передали режиссёру Борису Григорьеву, который успешно экранизировал романы Юлиана Семёнова «Петровка, 38»(1980) и «Огарёва, 6» (1980). Григорьев снял четыре серии, потратив на это год. Поскольку в фильме часть действия происходит в африканской стране, родилась идея отправиться в Анголу. Но там политическая ситуация не способствовала съёмкам, так что Африку снимали в Абхазии. Когда черновой материал привезли в КГБ, сотрудники ведомства встретили его критикой. Да и коллеги Григорьева сочли, что он снял картину больше киношную, чем телевизионную. Так что руководству киностудии Горького снова пришлось менять режиссёра.

Читайте также:  Лада Задонская о том, как не потолстеть после завершения карьеры в большом спорте, и как воспитать из ребенка чемпиона

Советский детектив, затмивший Олимпиаду

На этот раз выбор пал на Владимира Фокина, режиссёра ещё молодого и неопытного, но громко заявившего о себе фильмом «Сыщик», посвященным работе милиции. Фокин всячески отнекивался, не желая доделывать работу коллеги. Но в итоге всё-таки согласился при условии, что ему разрешат не доснять ленту, а переснять её. Студия дала добро, хотя выделенный на фильм бюджет был исчерпан почти наполовину. Кроме того, Фокин настоял и на доделке сценария. Дело в том, что

Семёнов написал роман очень быстро, и это плохо сказалось на качестве материала: образы были недоработаны, сюжетные линии внезапно оканчивались, герои появлялись ниоткуда и пропадали.

Кстати, на это неоднократно указывал предыдущий режиссёр, Борис Григорьев, те самым возмущая Семёнова. Но сотрудничество с Фокиным Семёнову почему-то хлопот не доставило, сценарий скорректировали, ленту в очередной раз запустили в работу.

Советский детектив, затмивший Олимпиаду

Исполнители главных ролей почти полностью перешли в новый проект. Вячеслав Тихонов, Алексей Петренко, Борис Клюев начинали сниматься ещё у Григорьева, они же продолжили работу с Фокиным. Борис Клюев порекомендовал режиссёру коллегу по Малому театру, и так в картину попал Юрий Соломин.

Советский детектив, затмивший Олимпиаду

По его же рекомендации на съёмки попала эффектная роковая красавица Эльвира Зубкова, сыгравшая соблазнительную шпионку Пилар. Эльвира не была связана с кино, она работала моделью. Кстати, именно благодаря Эльвире её героиня выглядят на экране столь шикарно и стильно: Зубкова, будучи моделью, имела выдающийся для тех времён гардероб и приходила на съёмки в своих уникальных заграничных нарядах.

Советский детектив, затмивший Олимпиаду

Советский детектив, затмивший Олимпиаду

Бесспорным украшением детектива стал Вахтанг Кикабидзе, которого пригласил Владимир Фокин, несмотря на сопротивление цензоров и коллег.

Советский детектив, затмивший Олимпиаду

Грузин, озвученный русским актёром Константином Николаевым, в роли американского шпиона был неотразим.

Несоветская внешность, какая-то неслыханная элегантность, флёр рокового умного мужчины – всё это сделало из Кикабидзе истинного западного шпиона.

Не думаю, что будет преувеличением говорить, что именно после роли Джона Глэбба Кикабидзе заполучил титул секс-символа отечественного кинематографа.

Читайте также:  Биатлонисты "валят" из России. Сколько чемпионов мы потеряли?

На этот раз африканскую страну имитировала Куба, куда артисты отправились с большим удовольствием. Натуру на Кубе снимать было легко: невиданная советской публикой архитектура запросто могла сойти за африканскую, а заполнявшие улицы старые американские автомобили переносили зрители в совсем иной мир.

Но, несмотря на все старания участников съёмок,

«ТАСС уполномочен заявить» опять раскритиковали в КГБ и предложили отправить в архивы.

Спасло детектив лишь стечение обстоятельств: когда Политбюро решило отказаться от участия в Олимпиаде, высшие чины задумались, чем заменить трансляции. Тогда-то и вспомнили, что на киностудии Горького доделывают шпионский детектив. Фокину приказали завершить картину в кратчайшие сроки, из-за чего съёмочной группе понадобилось работать в авральном режиме, буквально поселившись в студийных павильонах. Приказ спецслужб был выполнен: к концу июля лента была готова.

«ТАСС уполномочен заявить» оправдал возложенные на него надежды и смог отвлечь советских зрителей от олимпийских соревнований.

Кстати, режиссёр Владимир Фокин считал, что залог успеха фильма в том, что эта история – не столько про работу шпионов, сколько про людей, у каждого из которых своя правда.

А ещё есть интересное мнению, что фильм интригует аудиторию потому, что в нём есть «мужская» составляющая (шпионская интрига и подробности, пусть и не вполне отвечающие действительности, работы спецслужб) и «женская» (в первую очередь, исполнители – признанные красавцы советского кино). И именно такой всеохватностью он и захватил зрителей не меньше, чем культовый фильм «Место встречи изменить нельзя», вышедший несколькими годами ранее.

А что вам больше всего нравится в этом советском телефильме?

Источник

Оцените статью
fps-mo.ru
Добавить комментарий